Выбор мотопокрышек и уход за ними

Насколько тщательно мы выбираем обувь? Уделяем внимание и бренду, и дизайну, и, конечно же, размеру. Оцениваем качество и практичность выбранной пары и только после этого покупаем её. Точно так же происходит и выбор мотоциклетной «обуви», от которой зависит ни много ни мало безопасность на дороге. Часто неверное решение объясняется элементарной невнимательностью, а то и незнанием базовых положений, что приводит к более чем печальным последствиям.

Состав моторезины

Обратим внимание в первую очередь на состав покрышки.

  • Борт — основа каркаса шины — представляет собой множество колец из стальной проволоки. Они обеспечивают надёжность крепления на ободе колеса.
  • Непосредственно несущий каркас включает корды из синтетического материала, имеющие перекрёстное расположение. В зависимости от направления слоёв корда выделяют покрышки диагонального и радиального типов. В первых располагаются от одного борта к другому по диагонали, соседние слои направлены в противоположные стороны, из-за чего их число всегда чётное. У диагональных шин наблюдается наибольшая прочность боковых поверхностей. В техническом плане внутренняя организация диагональных покрышек проще, чем радиальных, что положительно сказывается на их стоимости. К тому же они мягче и лучше справляются с ударными нагрузками — по этой причине именно они предпочтительны для использования на вальяжных чопперах и круизерах. Хотя если обратить внимание на всю совокупность эксплуатационных качеств, то сравнение явно не в пользу диагональных моделей. Радиальная конструкция, в свою очередь, не подразумевает скрещивания слоёв — они располагаются параллельно друг другу. Однако технически каждая нить корда в ней имеет большую несущую способность, поэтому такие покрышки в целом получаются легче и менее интенсивно взаимодействуют с дорожным полотном, а значит, меньше нагреваются.
  • Самый «публичный» элемент шины — протектор. Именно он вступает в непосредственный контакт с дорогой. В основе протектора — жёсткие типы резины, устойчивые к истиранию, на его поверхности по определённой схеме организована система блоков и канавок. Они служат для эффективного отвода воды из пятна контакта, чтобы свести к минимуму вероятность такого неприятного эффекта, как акваскольжение. Рисунок протектора непосредственно влияет на курсовые и сцепные качества покрышки, а также оказывает влияние на её износоустойчивость.
  • Боковой называется часть шины, расположенная между протектором и бортом. На боковую зону приходится основная часть ударов, а также скручивающих нагрузок, ею они и поглощаются. К тому же боковая поверхность шины — идеальное место для нанесения технической и рекламной маркировок, а также расположения элементов стиля.

Разобравшись с терминологией, переходим непосредственно к выбору мотопокрышек. На рынке представлены итальянские и британские, японские и американские модели. Но какие из них оптимальны как с точки зрения качества, так и с точки зрения ценообразования?

В первую очередь обратите внимание на бренд. Как правило, раскрученные марки дорожат своей репутацией, поэтому особое внимание уделяют контролю качества на производстве. С другой стороны, дополнительные производственные издержки и большие рекламные расходы уже заложены в стоимость продукции.

Другой вариант сузить круг поиска — ориентироваться на «национальность» мотоцикла. По этой теории к японскому аппарату лучше всего подойдут японские шины. Это утверждение не лишено здравого смысла, особенно если говорить о резине Bridgestone, которая отличается внушительным ассортиментом и отличными эксплуатационными характеристиками. Однако широкая известность этой марки не лучшим образом сказывается на стоимости покрышек, что вынуждает переплачивать за них. Отличный компромисс — мотошины от компании IRC tire — «дочки» Bridgestone, поставляющей отличные покрышки для мотоциклов на внутренний японский рынок. Небольшая раскрученность бренда положительно сказалась на стоимости продукции. С недавних пор IRC занялась импортными поставками, поэтому приобрести её моторезину сегодня несложно.

Уход за шинами заключается в следующем

  • Регулярная проверка уровня давления воздуха (выполняется на непрогретом колесе). Рекомендуется накачивать шину на 10 % выше базовой нормы, чтобы улучшить сцепление транспортного средства с мокрой дорогой. На рулевой колонке мотоцикла обязательно есть табличка с его номером, которая содержит информацию о подходящих размерах покрышек, а также об оптимальном уровне давления в них.
  • Мотоциклетные шины подлежат замене раз в два года. Её следует производить, даже если внешне покрышка выглядит неизношенной: со временем качества резины ухудшаются, появляются микротрещины, снижается эластичность состава, происходит неустранимое загрязнение. Многократно увеличивается вероятность прокола или непредсказуемого поведения шины на дороге.
  • Если вы заметили, что износ покрышки происходит неравномерно, то не только замените её, но и отыщите причины этого явления, чтобы устранить их. Это может быть, например, разбитый ступичный подшипник.
  • Воздушный вентиль должен быть плотно закрыт колпачком, это предотвратит вероятность открытия клапана на высокой скорости. Тюнинговые колпачки из металла устанавливать не рекомендуется — тяжёлые элементы нарушают баланс колеса.
  • Тщательно удаляйте с поверхности колёс химические загрязнения и применяйте агрессивные моющие средства только в соответствии с рекомендациями производителя.
  • Следите за чистотой протектора шины, своевременно удаляйте из него инородные предметы.
  • Обе покрышки должны иметь одинаковый тип конструкции. Очень желательно, чтобы они имели также одну марку и одинаковую степень износа. Идеальный вариант — замена шин комплектом.
  • Первые 100–200 километров пробега на новых шинах отводятся на их обкатку. Сцепление в этот период, как правило, неидеально, поэтому следует соблюдать повышенную осторожность.
  • Камерные шины меняются вместе с камерой. В целях безопасности не стоит экономить на этом элементе.

Обозначения и маркировка мотошин

Возьмем для примера маркировку 120/70-14 M/C 55S.

  • На покрышке всегда указывается производитель и название модели
  • Также должна быть указана максимальная (max) нагрузка при указаном давлении (psi)
  • На мотошине должна быть стрелка, указывающая направление вращения колеса.
  • 120 мм – указана ширина профиля в мм
  • 70 – это высота профиля в процентах от ширины 70 (если ширина указывается в дюймах, то вместо 70 будет 2,5-17)
  • Далее обозначается индекс, указывающий конструкцию шины:
    «–» – диагональная, R — радиальная
  • 14 – диаметр борта
  • M/C – это абривиатура от motorcycle, она указывается на шинах, размер которых также встречается и в шинах для автомобилей.
  • 55 – индекс нагрузки. Показывает максимальную нагрузку, которую способна выдержать мотошина при максимальном давлении воздуха внутри.
  • S  - обозначение индекса,  в данном случае до 180 км/ч.

Дополнительно встречающиеся обозначения:

  • Tubeless – бескамерная шина, может обозначаться также TL.
  • Tube Type – камерная шина, может обозначаться также TT.
  • DOT – соответствие резины нормам безопасности Транспортного департамента США.
  • Кружочек с буквой B – говорит о том, что шины прошли испытания по правилам EЭК ООН, цифра рядом с кружком обозначает страну проведения испытаний.
  • Дата изготовления мотошины – это овал с последними четырьмя цифрами, к примеру, 1209 — 12 неделя 2009 года.
Индекс скорости мотошин
Индекс
F
G
J
K
L
M
N
P
Q
R
S
T
U
H
V
W
Y
VR
ZR
(W)
км/ч
80
90
100
110
120
130
140
150
160
170
180
190
200
210
240
270
300
210
240
270

Индекс нагрузки мотошин
Индекс
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
88
69
70
71
72
73
74
75
кг
190
195
200
206
212
218
224
230
236
243
250
257
265
272
280
290
300
307
315
325
335
345
355
365
375
387
Индекс
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
кг
400
412
425
437
450
462
475
487
500
515
530
545
560
580
600
615
630
650
670
690
710
730
750
775
800

Задать вопрос

icon icon тел.: 8(903)234-02-79
icon Mr.Moto VDNH

Написать письмо